Утверждена Стратегия развития лесного комплекса России до 2030 года

Утверждена Стратегия развития лесного комплекса России до 2030 года

Утверждена Стратегия развития лесного комплекса России до 2030 года 11.02.2021

На заседании Правительства Российской Федерации утвердили Стратегию развития лесного комплекса страны до 2030 года. Ранее документ подробно обсудили на совещании премьер–министра с заместителями.

«Это комплексный документ. Его главные цели – повысить эффективность лесной отрасли. Удвоить ее вклад в ВВП страны. Способствовать дальнейшему развитию нашей экономики. В том числе – в рамках достижения национальных целей и решения других задач, которые были определены Президентом. Разумеется, в Стратегии есть и существенная природоохранная составляющая. Она закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. Прежде всего, за счет эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами – на основе наиболее успешных моделей. Чтобы повысить прозрачность отрасли в целом и пресечь серые схемы торговли, будут активно внедряться цифровые технологии и информационные системы», – сказал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Стратегия развития лесного комплекса России впервые объединяет экономическую и экологическую составляющие лесного комплекса. Стратегия направлена на эффективное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, переход к интенсивному лесопользованию и увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие страны.

«Мы коренным образом пересмотрели подходы к стратегическому развитию всего лесного хозяйства. Если раньше лес рассматривался через призму промышленности и усиления доходности бизнеса, то сейчас в стратегии мы видим баланс интересов лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, с управлением лесными ресурсами страны с экологической, социальной точки зрения», – прокомментировала вице–премьер Виктория Абрамченко.

Стратегия развития лесного комплекса разработана по поручению Президента РФ, Правительства России и в рамках плана по декриминализации отрасли. Документ будет утверждён правительственным распоряжением. Далее, в течение шести месяцев, будет разработан и представлен план по реализации Стратегии. Этот план будет включать финансовую разбивку, графики выполнения, региональную привязку. Одновременно будут подготовлены научные обоснования увеличения численности работников по годам.

«Стратегия – это путь, на который мы хотим направить развитие лесного комплекса. Необходимость в таком документе действительно назрела. Поскольку если лесная промышленность показывает хорошую динамику роста, то лесное хозяйство – нет. Например, в промышленности добавленная стоимость на товары увеличилась на 5,2%, рост занятости – на 23%. А в лесном хозяйстве в это время – кадровый дефицит, большой разрыв между площадями восстановленного леса и насаждениями, которые гибнут в пожарах, от болезней или срублены. И ещё – 3,5 миллиона деклараций, заявлений и другой бумажной отчётности, потому что в отрасли нет электронного документооборота. Поэтому разработанная Стратегия построена по принципу – какие действия необходимо совершить, чтобы исправить текущую ситуацию и выйти на ключевые показатели», – сказал в своём докладе на заседании Правительства министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

В Стратегии, например, для снижения объёма лесонарушений разработан большой комплекс мероприятий, который направлен на совершенствование лесного надзора, на прозрачность оборота древесины, на устранение «конфликта интересов» в регионах. Чтобы быстрее реагировать на лесные пожары, предотвращать и ликвидировать их в первые сутки, регионы необходимо оснастить техникой, обеспечить людьми, создать лесопожарные центры. Введение запрета на экспорт необработанной древесины и специальной нормы на использование деревянных конструкций при строительстве в рамках государственного заказа позволит стимулировать внутренний рынок продукции. Развитие перерабатывающих мощностей обеспечит 1,5-процентный вклад в ВВП, и 820 тысяч работников в отрасли. Уделено в Стратегии внимание и инфраструктуре. Например, согласно документу, через 10 лет должно ежегодно строиться не менее двух тысяч километров лесных дорог круглогодичного действия. Это в четыре раза больше, чем сегодня. Кроме того, предполагается увеличить финансирование на научные разработки. Это позволит создать и внедрить 39 новых технологий: в основном это всё, что направлено на воспроизводство лесов, селекцию и их защиту.

Утверждение Стратегии прокомментировал директор Всероссийского научно–исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ), член-корреспондент РАН, доктор сельскохозяйственных наук Александр Мартынюк. По его словам, «Правительство РФ при разработке Стратегии развития лесного хозяйства среагировало на конкретные проблемы лесного хозяйства и отразило их решение в документе».

«Принимается в расчет экологический аспект сохранения лесов, содержатся практически значимые меры. Важно, что при разработке Стратегии учитывались предложения не только лесопромышленников, но экспертов от научных и общественных организаций. Кроме того, Стратегия направлена на системное снятие причин «серого» оборота древесины, когда существуют необходимые разрешительные документы, но при этом древесина либо используется не по целевому назначению, либо документы умело применяются для прикрытия незаконных рубок. Стратегия подразумевает целый комплекс мер против такого положения дел. Это и централизация лесоустройства, и пересмотр подходов к институту отвода и таксации лесосек, уточнение его правового статуса с определением исполнителя работ, цифровая трансформация лесного сектора, и другие. Кроме того, документ предусматривает необходимость мер по повышению эффективности деятельности специализированных бюджетных и автономных учреждений, которые смогут осуществлять работы по приносящей доход деятельности. Согласно расчетам, это поможет вернуть финансовую составляющую в лесное хозяйство, существовавшее до 2008 года, когда 60–70% средств, направлявшихся на лесохозяйственные мероприятия, лесхозы зарабатывали сами. Часть этого дохода может быть перераспределена в рамках бюджетного процесса в субъекте РФ, в том числе на поддержание лесной охраны. При этом предполагается одно существенное различие с советской системой –основным источником средств будет не заготовка и переработка древесины, а исполнение такими учреждениями функций, связанных с охраной, защитой и воспроизводством лесов. На это направлены и нормы по компенсационному лесовосстановлению, и возможность для арендаторов лесных участков напрямую заказывать такие работы у лесных учреждений», – рассказал Александр Мартынюк.

«Мы рады, что государство услышало бизнес и учло в стратегии нашу позицию. Предприниматели впервые видят действительно стратегический документ, в котором отражен системный подход к лесопользованию, охране лесов, их восстановлению, цифровизации отрасли и услуг, а главное – к созданию законов. Потому как сейчас лесное законодательство скорее напоминает лоскутное одеяло, нежели единое целое. Российский бизнес давно перешел на цифру во многих моментах, опережая свою страну. С появлением Стратегии госсектор начал ликвидировать отставание. Доступная и актуальная информация о лесном ресурсе позволит бизнесу не бояться за свои инвестиции в долгосрочном периоде. Такой подход позволит улучшить положение дел в лесном комплексе, не ущемляя интересов бизнесменов, а наоборот, открывая широкие возможности, в том числе и на мировой арене. Это позволит получить признание международного сообщества и поможет выполнить глобальную задачу: увеличить доверие по отношению к России», – прокомментировал учредитель и партнер компании GOOD WOOD Александр Дубовенко.

«Стратегия – принципиально важный документ, она предусматривает переход российского лесного хозяйства на принципы интенсивного лесопользования. Это значит, что лес будет использоваться более грамотно, более экономически эффективно, с учетом правил восстановления лесов и местных природных особенностей. В 90-е годы только на 20% использовалась расчетная лесосека. Лес за это время вырос, спрос на рынке и технологии переработки древесины тоже изменились. И вот научиться теперь надо планировать перспективы спроса на рынке лесной продукции и использовать то, что сейчас дает лес. Конечно, задачу ухаживать за лесом и выращивать ценные хвойные породы никто не отменял. Но если выросла осина – надо научиться перерабатывать осину, выросла береза – нужно перерабатывать и березу. Хотя сейчас уже береза сейчас на фанерный кряж и на производство бумаги хорошо идет. Кубометр березового фанерного кряжа, дороже стоит, чем сосновый.

Интенсивность лесопользования заключается не только в том, чтобы больше рубить, ухаживать за лесом и проводить лесовосстановление после вырубки – хотя и это крайне важно, но в том, чтобы стимулировать глубокую переработку внутри страны.

На каждом предприятии можно не просто пилить и продавать круглый лес и пиломатериалами заниматься, но и производить какие–то изделия из древесины. Это все будет увеличивать доходы лесного комплекса. Лес на корню – 50 рублей за кбм, сортименты, пиловочник и пиломатериалы – 6 тысяч рублей. Или изготовленные из пиломатериала оконные, дверные блоки, мебель – совсем другая цена», – рассказал директор Международного центра лесного хозяйства и лесной промышленности, PhD, MBA (Rutgers) Максим Лобовиков.

«Новая Стратегия учитывает необходимость государственной поддержки строительства современных биотехнологических комплексов (БТК), предусматривает меры по повышению достоверности учета лесных ресурсов и механизмы внедрения современных технологий в отрасль. Рассчитываем, что предусмотренные меры по развитию лесопромышленного комплекса России будут оперативно реализованы в нормативных актах ведомств и обеспечены необходимыми ресурсами», – прокомментировал генеральный директор ООО «Тайга» (дочернее общество инвестиционной компании «Роквелл Капитал») Иван Валентик.

Пресс-служба Рослесхоза


Все новости


Новости в сфере лесельхоза и лесопроизводства