Введение с 1 января 2022 года цифрового паспорта на древесину не остановило рынок. Об этом заявила вице-премьер Виктория Абрамченко на оперативном совещании у Председателя Правительства Михаила Мишустина о мерах по декриминализации лесного комплекса.
«Правительство выполнило поручение Президента по обеспечению прослеживаемости древесины от заготовки до ее переработки или экспорта, – отметила Виктория Абрамченко. – С 1 января 2022 года внедрен электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины. Он содержит сведения о собственнике, отправителе и получателе груза, объеме древесины, породном и сортиментном составе и другую информацию».
Запуск системы, по словам Виктории Абрамченко, не остановил оборот древесины. Лишь за праздничные дни было сформировано более 120 тысяч электронных сопроводительных документов (ЭСД) на транспортировку древесины общим объемом более пяти миллионов кубометров.
Вице-премьер обратила внимание на то, что уже первая декада нового года показала реальную эффективность внедрения ЭСД. «Все, кто не сумел подтвердить легальность заготовленной древесины, не смогли оформить цифровой паспорт, и соответственно, вывезти ее из страны. Кроме того, по данным таможенных органов не было вывезено ни одного кубометра круглого леса ценных лиственных и хвойных пород», – доложила Виктория Абрамченко.
Заместитель Председателя Правительства также рассказала о выявленных серых схемах реализации древесины, которые ранее использовались недобросовестными участниками рынка. «Теперь, благодаря цифровизации, система не позволяет создать лесопользователю сопроводительный документ на партию, которая превышает фактический объем заготовленной на делянке древесины», – сказала она.
Кроме того, вице-премьер заметила, что цифровизация лесного комплекса позволяет вывести из тени и сделки по незаконной субаренде лесных участков – теперь легализация заготовленной таким образом древесины стала невозможной.
Напомним, с 1 января 2022 года в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, транспортировка древесины и продукции ее переработки стала возможной только после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения электронного сопроводительного документа.